Инновации в энергосбережении

По оценкам некоторых экспертов, Россия занимает 12 место в мире по энергорасточительности. При этом страна имеет огромный потенциал для снижения энергопотребления в различных секторах промышленности. И что интересно, основной потенциал энергосбережения (до 45%) надо искать не в промышленности и транспорте, а в зданиях разного назначения.

Как способствовать внедрению современных энергосберегающих материалов и энергоэффективных технологий в жилых зданиях, на объектах социально-культурного назначения, в офисных и промышленных зданиях? Этот вопрос был в числе многих других, обсуждавшихся на встрече за круглым столом «Энергосбережение — составная часть инновационной политики Санкт-Петербурга», которая состоялась 10 сентября в рамках строительной выставки BalticBuild в «Ленэкспо». Организаторами мероприятия выступили ООО «Примэкспо» и Санкт-Петербургский фонд поддержки промышленности. Заседание проходило при участии Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению и Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга, комиссии по промышленности, экономике и собственности и комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга и др. В заседании самое активное участие приняли представители различных предприятий и компаний, деятельность которых связана с энергообеспечением и предоставлением коммунальных услуг, а также Санкт-Петербургского фонда поддержки промышленности и некоммерческого партнерства «Городское объединение домовладельцев».

Инструменты мотивации

Как показывает практика, бизнесу нужна мотивация на вложение средств в инновационные проекты. Об инновационной инфраструктуре поддержки в энергосбережении рассказал А. В. Малиновский, начальник управления инновационной политики Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Петербурга. Благодаря комплексной программе развития инноваций в Санкт-Петербурге компании, предлагающие социально-эффективные инновационные проекты, в том числе и в сфере энергосбережения, могут получить субсидии. В этом году объем субсидий для таких компаний предусмотрен в сумме 55 млн рублей, тогда как в прошлом году было выделено чуть больше 44 млн рублей. Проводится ежегодный межотраслевой конкурс на соискание премии правительства Санкт-Петербурга на лучший городской инновационный проект.

О внедрении инновационных разработок в области энергосбережения в рамках программы развития стройиндустрии города говорил на встрече за круглым столом И. И. Шикалов, начальник отдела Комитета по строительству Санкт-Петербурга. Он подчеркнул, что необходимо в полной мере использовать финансовые инструменты, стимулирующие энергосбережение: контрактинг, целевые кредиты, государственно-частное партнерство и др. Докладчик также говорил о роли нормативного регулирования в строительстве, которого требует сегодняшняя реальность.

Правильная тарифная политика тоже может способствовать развитию энергосбережения. Как сообщил первый заместитель председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга И. А. Болтенков, у компаний, которые вкладывают собственные средства в энергосбережение, есть возможность сохранить уровень расходов на электроэнергию в течение последующих двух лет. На это участники заседания отметили, что тарифные инструменты должны быть более серьезными и эффективными.
 
Резервы энергоэффективности

По разным оценкам, износ основных фондов коммунальных служб в целом по стране превышает 65%. Участники заседания сошлись во мнении, что ни о какой энергоэффективности не может быть и речи, пока не будет заменено и модернизировано оборудование котельных и не произведена реставрация теплосетей. По данным генерального директора компании «Сто третий трест» А. В. Ефимова, 49% городских трубопроводов имеют срок службы до 15 лет, 26% — от 15 до 25 лет, 25% — свыше 25 лет. Если учесть, что большая часть трубопроводных сетей омывается грунтовыми водами, то можно себе представить, какими потерями тепла это оборачивается. Новые строящиеся сети должны быть гибкими и энергоэффективными.

Внедрение системы энергосбережения начинается с энергоаудита, необходим учет и контроль энергоэффективности. Сегодня в новых, сдаваемых в эксплуатацию, домах должны быть поставлены приборы учета и контроля энергоресурсов, но, по мнению А. В. Ефимова, их нельзя ставить без автоматизированных тепловых пунктов. Он привел пример удачного проекта по энергосбережению, который осуществлен в Мытищах. Там были отреставрированы все тепловые сети и поставлены автоматизированные тепловые пункты. Экономия составила 30%. Реконструкция потребовала больших финансовых ресурсов, были привлечены кредиты Банка реконструкции и развития. Важно, что платежи населения не увеличились.

— Когда мы оплачиваем коммунальные услуги, то порядка 40% — это издержки поставщиков этих услуг, — считает Л. С. Баринова, заместитель председателя Комитета по предпринимательству Торгово-промышленной палаты РФ. — Мы уже много лет говорим о том, что для поставщиков услуг должны быть установлены предельные издержки — только это заставит их заниматься своими сетями и оборудованием. Насколько я знаю, сегодня эти пределы для поставщиков не установлены. А тарифы повышаются. Еще до периода проектирования и строительства зданий надо думать, как они будут эксплуатироваться, во что обойдутся тем, кто будет в них жить или работать. Энергосбережение во всех странах является компонентом национальной безопасности.

Энергоэффективное здание начинается с проекта. Должна быть экономически обоснованная методика учета энергосбережения — от возведения фундамента и стен до установки окон, системы отопления и вентиляции. Тогда станут правилом и применение новейших материалов и технологий, и комплексное внедрение системы энергосбережения. Пока же система теплоснабжения коммунального хозяйства не соответствует современным нормам жизни. По оценкам экспертов, потери в российской системе теплоснабжения достигают 50% от объема производства тепла.

Формирование нормативно-правовой базы

Очевидно, что для проведения энергосберегающих мероприятий необходима целостная нормативно-правовая база.

К сожалению, в нашей стране она пока так и не сформирована. И то, что Правительство выделило средства на разработку стандартов, вселяет оптимизм. Ведь по словам Л. С. Бариновой, председателя Технического комитета по стандартизации, в 1997 г. государство перестало финансировать разработку нормативных документов в строительстве, а бизнес тогда еще не созрел для этого. В настоящее время запланирована разработка порядка 26 стандартов в области энергосбережения, в том числе и по оборудованию. Каждый стандарт будет выставлен в Интернете для всестороннего обсуждения профессиональной общественностью. Будут учтены все замечания и предложения для дальнейшей разработки необходимых документов. В то время как у нас в стране даже профессионалы не располагают необходимой нормативной базой, в США, например, уже более 10 лет в школах и экономических вузах введен такой предмет, как культура энергопотребления. А многие ли наши потребители коммунальных услуг осведомлены хотя бы о такой мелочи, как получение существенной выгоды от замены ламп накаливания на энергосберегающие? Специалисты в числе причин общего незнания способов экономии называют недостаток мотивации к тому, чтобы экономить электроэнергию и тепло, низкий уровень информированности населения, отсутствие финансирования энергосберегающих программ и др.

В продолжение темы

27 августа на заседании Правительства Российской Федерации был одобрен Проект энергетической стратегии России до 2030 г., в котором среди прочего предлагаются меры для роста энергоэффективности и энергосбережения.

«Речь идет о мерах, направленных на повышение эффективности локальных монополий, предоставляющих коммунальные услуги, — сказал на заседании премьер Владимир Путин. — Проще говоря, о том, насколько экономно и качественно действуют наши системы, обеспечивающие подачу электричества, водо- и теплоснабжение жилых домов и других объектов. Существующие здесь проблемы известны хорошо: это высокие издержки, огромные, непозволительные потери ресурсов, большая изношенность инфраструктуры. Тарифы из года в год растут, а положение дел существенно, к сожалению, не меняется. Нам крайне важно создать действенные стимулы, которые подталкивали бы организации коммунального комплекса к снижению этих издержек, к повышению качества предоставляемых услуг населению». В. Путин также считает: «Целесообразным будет разработать специальную федеральную целевую программу по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на период до 2020 года».

Автор: Татьяна Хоршева